From the darkness came forth the light... And it brought death.
"Return to fantasy…"
В 1998 году Bioware, Black Isle и Interplay выпустили ролевую игру под непонятным названием Baldur's Gate, в которой использовались правила AD&D, изометрическая графика a la Diablo, а действие происходило в самом известном и проработанном фэнтэзи мире - Forgotten Realms. До этого всё что я знал о CRPG сводились к тому, что есть такие игры, и мой любимый Diablo к нему относится с громадной натяжкой. Baldur's Gate попал в мои руки совершенно случайно, мне принесли его на винчестере...
С тех пор прошло два года, Baldur's Gate (BG) была признана лучшей игрой 1998-го многими критиками, вышли Planescape: Torment, Icewind Dale, и все они встречены публикой с ликованием. Конечно, не выпустить продолжение BG было бы преступлением. Игра, перевернувшая жанр и установившая в нём новые стандарты должна иметь сиквел! Ребята из Bioware времени зря не теряли...
"I can, I can do it all again…"
Ещё за пол года до релиза многие получившие beta версию Baldur's Gate II: Shadows of Amn кричали о грядущем хите, о прекрасной графике, о затягивающем геймплее и т.д. Фанаты сидели на официальной вебдоске игры и мучили разработчиков глупыми вопросами. В сети появлялись скриншоты, спойлеры, и даже кое-какая полезная информация. Наконец, в середине сентября игра ушла на золото, фэны затаили дыхание, и не отпуская его начали жаловаться, что до официальной даты релиза нужно ждать целых три недели. Но Interplay порадовала всех приятным сюрпризом... 22 сентября BG2 был уже у меня в руках...
"Start a new story, start a new glory…"
Игра начинается с создания персонажа. Всё почти как в старом добром BG, правда появилась новая раса (Half Orc), три новых класса (Barbarian, Monk и Sorcerer), изменилась система weapon proficiency slots и добавились weapon fighting styles (по оружию в каждой руке, оружие и щит, двуручное оружие, оружие в одной руке). Теперь вам придётся ставить звёздочки не только напротив какого-нибудь типа оружия, но и напротив стилей, поскольку они дают вам неплохие бонусы (или устраняют плохие минусы). Персонажа не обязательно создавать заново - вы можете импортировать своего старого из BG (при этом его exp становится равным 89,000) или Tales of the Sword Coast (exp = 160,000). Если вы начали создавать либо импортировали single class персонаж не принадлежащий к одному из новых классов (и не cleric'a), то вам становится доступна возможность выбрать один из трёх классовых китов. Подробнее о них читайте в соответствующем разделе нашего сайта. Как и в BG, вы можете создать только одного персонажа (так называемый PC или протагонист), остальные члены вашей команды (NPC) присоединятся к вам непосредственно в игре. Однако, путём пре-генерации, играя в одиночку в multiplayer режиме, вы можете сделать команду вашей мечты. Итак, начинаем...
"They can chain our arms… but they can't chain our minds…"
Со времени смерти Sarevok'a прошло несколько месяцев. Однажды проснувшись, вы обнаруживаете себя в клетке, и какой-то злобный маг проводит над вами эксперименты. Невдалеке за решёткой сидят ваши друзья - Jaheira и Minsc. Маг уходит, и ваша первая задача - выбраться из тюрьмы. Вообще в течение игры вам не один раз придётся побывать в заключении, и не всегда найдётся Imoen, чтобы вас оттуда вытащить (но первый раз - найдётся). Когда же вы выберетесь из подземелья, вашему взору предстанет Athkatla, столица Amn и самый большой город региона Sword Coast. Радостное зрелище? Да. Только вот сюжетная линия далее развивается в направлении куда менее радостном. Очень скоро вас станут донимать странные сны... Сны ли?..
"This is the path that I choose…"
При создании персонажа вы должны выбрать alignment, который влияет на отношение к вам окружающих и на репутацию. Что выбрать? Зло, добро или относительно спокойный нейтралитет? Вы - дитя Bhaal'a, бога убийств, в вас заложен огромный потенциал (часть которого отражена в special abilities). Вы конечно можете использовать свои способности для массового кровопролития, но можете использовать их же во благо тех, кто вас окружает (хотя одно другому не мешает :). В любом случае все действия приведут к изменению репутации в некоторую сторону, а она будет сказываться на отношении к вам народа и (самое главное) на ценах. Даёшь скидки героям (до 50%)! Кроме того, NPC с противоположными взглядами на жизнь в вашей партии могут уйти от вас или подраться между собой (Keldorn vs. Viconia)…
"And we will fight back to back…"
Ваши потенциальные компаньоны не так многочисленны, как в первой части Baldur's Gate - их всего 16. Но зато вы сможете найти их всех уже во второй главе игры, до которой вы сможете добраться очень быстро. NPC очень хорошо проработаны, много говорят как с вами, так и друг с другом. Возможны даже романы! Если вы играете за персонажа мужского пола, то он может выбрать между тремя девушками: Jaheira, Aerie и Viconia. Если же ваш персонаж - женщина, то выбор небольшой - Anomen. Я был расстроен по поводу того, что в игре отсутствуют NPC fighter/mage, human fighter (чтобы его сдуалить), и представители новых классов/рас. Все остальные детали этого аспекта сделаны, на мой взгляд, очень хорошо. Трудно выбросить кого-нибудь из команды, даже если надо :), но если вы всё-таки решили распрощаться с NPC, то ему можно приказать встретить вас в определённом месте. Со всеми вашими потенциальными компаньонами связаны разнообразные квесты (среди них встречаются разнообразные похищения), иногда они ведут к классовому stronghold.
"On our quest for Tanelorn we lose our way…"
В Baldur's Gate II огромное количество необязательных квестов, но многие из них непосредственно связаны с сюжетной линией. Особый интерес представляют strongholds, большие "многоступенчатые" квесты, которые зависят от класса вашего персонажа. Так, например fighter (barbarian, monk) может стать обладателем крепости, но stronghold заключается в её управлении, а не получении. Для thief'а это управление Thief's Guild, bard должен поставить пьесу, а ranger - охранять регион. Различить классовые, сюжетные и просто "левые" квесты совсем не сложно, поэтому если вы хотите пробежать игру не вдаваясь во все подробности - пожалуйста, но за недостатком experience'а это будет сделать не так уж и легко. Ведь в игре полно сильных монстров...
"See the dragon, see him fly…"
Чего в Baldur's Gate II много, так это противников, как человекоподобных, так и не очень (включая очень не). Тут вам и злые маги (argh!), и undead, и beholder'ы, и да, драконы (в количестве 5). Про драконов я думаю всё ясно (большие, чрезвычайно живучие и огнедышащие), но пожалуй разработчики сделали их слишком слабыми. Среди других недругов выделяются beholder'ы. Почему все их боятся? Представьте себе здоровенный глаз, а вокруг него несколько поменьше. Все эти зрительные органы пытаются вас усыпить, превратить в камень, убить на месте и т.п., при этом делают они всё это с большой скоростью. И всё же beholder не так уж и ужасен в одиночку, в конце концов есть ведь protection spells типа minor spell turning, сам-то он не кусается, только магией плюётся. Ещё одна разновидность существ, которых вам придётся рубить в капусту - вампиры. Это очень вредные существа. Если ability drain (понижение ability scores) со временем проходит или удаляется с помощью dispel magic, то вампирский level drain (соответственно, понижение уровня) удаляется только с помощью lesser или greater restoration. А вот если как следует "опустили" вашего единственного клерика (который, конечно, должен присутствовать в вашей команде :), так что он не может кастовать заклинания выше 3-го уровня, то поход (возможно очень долгий) в храм и трата кучи денег вам обеспечены...
"And when the fireballs work is done…"
Пожалуй самые сильные классы в игре - это Sorcerer и Mage. Всему виной protection spells, которые защитят вас и от холодного оружия (Stoneskin, Protection from Magical Weapons и т.п.), и от враждебной магии (Spell Deflection, Spell Trap и т.д.). Маг может очень неплохо разобраться с противниками без поддержки товарищей. Представьте себе толпу гоблинов, пытающихся побить мага, который стоит в их центре и кастует Fireball... Одного хватает. Ребята из Bioware увеличили число заклинаний более чем в два раза - теперь их 300 (против 130)! Priest spells достигают 7-го уровня, а wizard spells - последнего 9-го (выучить их не позволяет exp cap, но со свитков кастовать - пожалуйста). А как все эти заклинания смотрятся!..
"I've seen the vision …"
К графике никаких претензий нет, 800х600 (можно выбрать 640х480, а неофициально поддерживается даже 1024х768), 32-х битный цвет, всё это в двухмерной изометрии. Первые полчаса привыкаешь к маленьким фигуркам персонажей и монстров, отвыкнуть от них сложнее :). На бэкграундах наблюдается больше деталей и анимации. Красиво, одним словом. Звук тоже замечательный. Мелодии не надоедливые и хорошо вписываются в игру, звуковые эффекты довольно реалистичные, а голоса подходят персонажам почти идеально. Единственное, что меня не порадовало - это просто непристойно маленькое количество звуковых схем для нашего PC. Так нельзя товарищи...
"Bad, bad medicine…"
Недостатков у игры не так уж и много. Встречаются немногочисленные глюки. В начале прохождение гораздо сложнее, чем во второй половине игры, когда ваша команда "накачается". Пожалуй самый большой минус - это видеоролики. Они слишком короткие, и настоящих роликов всего два, в начале и в конце, остальные - вход в город, наступление вечера/утра, отдых и т.п. - длятся меньше минуты, и всё это несерьёзно товарищи, надо с Blizzard пример брать. Нельзя пропустить сцены, в которых вы не никем не управляете, это раздражает если они происходят прямо перед трудной схваткой, и вам приходится смотреть их при каждой загрузке. Остальные недостатки не стоят упоминания, поскольку их трудно заметить в тени замечательного геймплея.